Труднорельсовый транспорт
Фото: Елена Чиркова

Фото: Елена Чиркова

Воронеж хочет изменить городскую систему перевозок

Ситуация с общественным транспортом в столица Черноземья — критическая. Городские власти стараются решить проблему, меняя схемы движения городских автобусов и закладывая средства на модернизацию дорожной сети. Местные общественники считают эти действия непродуманными. Город в это время стоит в многокилометровых пробках, а его автопарк сплошь состоит из музейных экспонатов.

В мае 2013 года руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов представил новый проект маршрутной сети Воронежа, разработанный московским научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта. Внедрять его городские власти планируют в 2014 году, когда у большинства перевозчиков закончатся контракты с мэрией. И новые договора, обещают в мэрии, станут более жесткими.

– Мы будем делать акцент на муниципальный транспорт. Сегодня его доля в общей массе городских перевозок составляет всего 7%. К частным перевозчикам будут предъявлены повышенные требования, в том числе по сроку эксплуатации транспортных средств, — рассказал Владимир Анисимов корреспонденту «Русской Планеты». — В городе будут ликвидированы 32 автобусных маршрута-дублера и появятся три новых. Изменится подвижной состав 15 маршрутов и схемы движения 14. В итоге на городских дорогах останется 1430 единиц общественного транспорта.

На другие инициативы городских властей в Воронеже пока не могут найти денег. Например, в городе озаботились строительством разноуровневых транспортных развязок. В сентябре воронежцы проголосовали за Остужевскую, но, как выяснилось, бюджет не в состоянии выделить на нее 3,9 млрд рублей.

Новый мэр Воронежа Александр Гусев заявил о намерении пустить в городе скоростной трамвай. Однако по проекту «МостГеоЦентра», проявляющего интерес к этой теме с 2009 года, на это надо 89 млрд рублей. Инвесторов пока не нашлось.

Тем не менее, в 2014 году город собирается вложить в эту дорожную сферу примерно 1,1 млрд. руб.

Впрочем, эксперты общественной организации «Город и транспорт» считают, что новая маршрутная сеть не будет эффективной до тех пор, пока в городе не разработают другие стратегические документы. Например, новый генеральный план. Нынешний, по мнению общественников, готовился в спешке и потому не учитывает особенности современного развития города.

– Очень важно знать, чего муниципалитет хочет добиться, — рассказал корреспонденту «Русской Планеты» сопредседатель воронежского отделения МОО «Город и транспорт» Михаил Аксенов. — «Мы хотим построить развязку». А зачем? Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, гарантии, что это поможет, нет.

Аксенов уверен: прежде чем приступать к кардинальным преобразованиям, необходимо создать электронную транспортную модель города. Она обойдется Воронежу, по подсчетам эксперта, в 10–15 млн. руб. Модель позволит рассчитать динамику изменения численности жителей в каждом из районов города. Эти данные позволят составить четкую и научно-обоснованную стратегию развития транспорта в Воронеже.

– Например, если мы видим, что из Северного района города в центр и обратно проезжает 100 тысяч человек в день, — продолжает Аксенов, — и существующая сеть не справляется с такой нагрузкой, то в электронном приложении с помощью грамотных специалистов можно увидеть, что будет, можно ли решить эту проблему, увеличив количество полос, сделав развязку или изменив тип подвижного состава. А вообще можно будет смоделировать даже то, на каких участках появятся наиболее серьезные проблемы в случае резкого ухудшения погоды, и откорректировать работу светофоров или привлечь необходимые службы.

Такие модели уже функционируют в Москве, Самаре, Екатеринбурге и Перми, а в ряде городов они создаются. Разработка аналогичного решения для Воронежа, по словам Аксенова, займет меньше года.

Впрочем, определить самый оптимальный для города вид общественного транспорта общественники могут и без всякой транспортной модели. По словам руководителя воронежского отделения «Города и транспорта» Андрея Фурсовова, это — ЛРТ (легкорельсовый транспорт). Так называют особый вид городского железнодорожного общественного транспорта, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъемностью и скоростью сообщения, однако превосходящий по этим показателям трамвай.

– Главное отличие ЛРТ от классического трамвая, метрополитена и легкого метро заключается в категории прав проезда — ROW. Она выступает основным фактором для определения эффективности транспортной системы для пассажиров и необходимых инвестиций, — говорит Андрей Фурсов.

Так, ROW-A — это метро и легкое метро с полным обособлением линий тоннельного или эстакадного типа, наибольшей провозной способностью, но и наибольшими инвестициями. ROW-B — легкорельсовый транспорт с частичным обособлением линий общественного транспорта, немалыми инвестициями, но привлекательностью для пассажиров качеством и скоростью перевозок, а ROW-C — движущийся по улицам и дорогам со смешанным движениям общественный транспорт. Андрей Фурсов подчеркнул, что сейчас в Воронеже он неконкурентоспособен в сравнении с личными автомобилями. Во многом, потому что все автобусы и троллейбусы движутся в общем потоке по категории ROW-C.

Ниша для ЛРТ в Воронеже свободна. Город простился с последним трамваем в 2009 году: рельсы были разобраны, вагоны пущены на металлолом, а три депо проданы в частные руки. Для справки: еще в 2000 году электротранспорт обслуживал минимум 60% городского пассажиропотока.

– Создание новой ниши мы рассматриваем и как рычаг воздействия на частных перевозчиков, ибо сегодня город фактически утратил контроль над транспортной системой. Разумнее не пытаться восстановить автобусный парк, а выходить с этими средствами на новый рынок. Тогда ЛРТ выступит в роли локомотива — переориентирует существующую маршрутную сеть на себя и в развитии потянет за собой другие виды транспорта, — сказал Андрей Фурсов.

Но даже общественники признают, что в настоящий момент в Воронеже запуск ЛРТ маловероятен. Для этого нужно, как минимум, внести соответствующие законодательные изменения и найти готового взять на себя немалые риски инвестора.

В мэрии Воронежа предложения общественников чиновники называют недостаточно конструктивными.

–  Что касается дисбаланса в городском бюджете, то, на мой взгляд, причина — в дисбалансе подхода к этой проблеме, — считает председатель подкомитета по транспорту ТПП Воронежской области Иван Корнюшкин. — У нас есть областное управление дорог, есть дорожный фонд. К имеющимся областным средствам деньги поступают и из  федерального бюджета, и, если говорить о создании и развитии дорожной инфраструктуры, — город в этом не одинок. При наличии политической воли со стороны властей, а также с учетом мнения общественности эти деньги можно перераспределять в пользу города.

Корнюшкин считает необходимым упорядочить финансовые потоки от общественных перевозок, исключить посредников в этой сфере.

– И здесь я поддерживаю областные и городские власти, стремящиеся оставить 3–5 наиболее крупных частных перевозчиков и ужесточить к ним требования. Кроме того, наша областная ТПП вместе с Российским союзом автотранспортников Воронежской области обратилась в региональное правительство и заксобрание с просьбой на основе федерального законодательства принять нормативные акты для усиления ответственности частных перевозчиков на местном уровне. При наличии таких подзаконных актов альянс власти и общественности сможет осуществлять за ними контроль.

Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»