«Чувствуют себя не такими, как все»
Юрий Фомин и Анастасия Синцова. Фото: Николай Борисов

Юрий Фомин и Анастасия Синцова. Фото: Николай Борисов

Корреспондент «Русской планеты» побывал в центре адаптации для детдомовцев

Школа-интернат № 1 для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на улице Острогожской, по направлению в Шилово. На базе интерната работает центр адаптации — за помощью сюда приезжают выпускники аналогичных учреждений со всей Воронежской области. А в октябре прошлого года на базе школы-интерната № 1 открылась социальная гостиница. Предназначена она для выпускников-сирот, у которых нет жилья, и тех, кому трудно вернуться в семью.

«Трудных» и неуправляемых нет

Центр постинтернатной адаптации занимает отдельное крыло здания. В него можно попасть как с улицы, так и через сам интернат. Что как минимум удобно — в центр обращаются как его нынешние воспитанники, так и уже вы пустившиеся.

На первом этаже располагается административный корпус, где ведется прием. На втором — социальная гостиница. Если сам интернат изнутри похож на обычную российскую школу, а отделение для самых маленьких напоминает обычный детский сад (кое-где на стенах — рисунками по мотивам русских народных сказок и советских мультфильмов), то центр постинтернатной адаптации выглядит уже по взрослому (вместо мультиков — евроремонт). Проблемы у выпускников интерната не такие, как у его воспитанников — их волнует поступление в вуз и постановка на жилищный учет. Последний вопрос стоит наиболее остро. Как говорит социальный педагог Екатерина Скуматова, после выпуска их интерната многие дети возвращаются к родителям, лишенным прав. И жить там оказывается непросто.

– Зачастую в однокомнатной квартире, в которую возвращался наш выпускник, могло одновременно проживать 15 человек, — добавляет заместитель директора по социальной работе Валентина Подкопаева, которая руководит Центром. — Среди них пьющие родители, куча братьев и сестер. Так было до 2012 года.

А в декабре 2012 года областной закон № 148 дал выпускникам интернатов право на отдельную квартиру. В том случае, если прежняя не соответствовала учетной норме

– Учетная норма в Воронеже — 11 квадратных метров на человека, — поясняет Подкопаева. — Если выпускники проживают в домах, где эта норма меньше пусть даже на полметра, то они уже могут реализовать свое право на жилье.

Этот закон ввел еще одно существенное новшество. Раньше право встать в льготную очередь на жилье имели только выпускники домой-интернатов, которым еще не исполнилось 23 года, или те, кто упустил сроки по объективным причинам: находился в армии или сидел в тюрьме — всякое в жизни бывает. Теперь же возрастная планка — 60 лет.

– Представляете, какой наплыв идет? — восклицает Валентина Подкопаева. — Сорокалетние выпускники приходят, чтобы узнать механизм реализации. Уже больше двадцати человек пришло. Приезжают из всех районов области: из Боброва, из Таловой…

Сейчас для бывших выпускников интерната жилье — основная льгота. В мае-июне квартиры планируют выдать девятерым из них, учащимся сейчас в 11 классе. В качестве бонуса каждую обещают обставить мебелью и бытовой техникой на сумму 55 тыс. рублей.

Но если льготы на жилье для воспитанников интернатов были расширены, то льготы при поступлении в вузы отменили. Таков уж новый закон об образовании.

– В 2013 году в высшие учебные заведения мы еще поступали по льготам, — констатирует Подкопаева. — А вот в средне-специальные — уже нет. Вообще, наших выпускников мы стараемся не трудоустраивать, а отдавать учиться.

Если взять статистику, где-то 40–50% выпускников школы-интерната № 1 поступают в вузы. В основном, это ВГАСУ, ВГУ и Сельскохозяйственная академия. В этом году двое выпускников проходят комиссию в академию Гагарина-Жуковского. Поступают исключительно в вузы областного центра.

По ее словам Подкопаевой, с момента открытия в Центр обратилось около 80 человек. Всем им была оказана консультативная помощь разного порядка, в том числе социальная и психологическая.

– Здесь дети привыкли, что есть воспитатель, есть учителя, которые, в случае чего, направят их на нужный путь, — говорит педагог-психолог Людмила Дерябина. — А когда они выпускаются, поступают в вуз или техникум, то не знают, кому доверять и к кому идти за помощью. Нужно пройти адаптационный период, чтобы человек начал понимать, к кому конкретно нужно подойти.

По словам Дерябиной, проблемы выпускников лежат, в основном, в коммуникативной сфере, проще говоря, в общении. Далее идут личные, социально-бытовые вопросы, в том числе и проблемы молодой семьи — выпускники интернатов тоже ведь создают семьи.

Есть у детей-сирот и свои специфические проблемы.

– У них обострена тревога, чувство одиночества, иногда присутствует страх, — поясняет Дерябина. — Они чувствуют себя не такими, как все, у них ярко выражена потребность в творческом самовыражении, в проявлении себя.

В целом же, по словам психолога, стереотип о том, что детдомовские дети очень трудные и неуправляемые, не соответствует действительности.

– Нельзя сравнивать детей друг с другом, каждого можно сравнить лишь с ним самим в прошлом. К каждому надо искать индивидуальный подход, и тогда «трудных» детей не будет, — уверена она.

База доверия

Социальная гостиница работает в Центре постинтернатной адаптации с 1 октября 2013 года. Специалисты помогают ее постояльцам решить социально-бытовые проблемы и оказывают помощь в профессиональном самоопределении.

– Иногда бывает так, что наши выпускники поступают в учебные заведения, не имеющие общежития, — рассказывает Подкопаева. — По закону, мы не имеем права отпускать туда несовершеннолетних детей. Но тогда, получается, нарушается право ребенка на выбор.

Именно для устранения этого противоречия проект и начал разрабатываться. Кроме студентов в гостиницу при интернате могут заселиться те, кто стоит в очереди на жилье, или те, кто волею случая оказался на улице.

Этим правом воспользовались пятеро выпускников. Проблемы троих из них уже решены. Один потерял все документы и не мог вселиться в собственную квартиру — не пускали родственники. Бумаги ему восстановили. Еще здесь жила выпускница Богучарской школы-интерната — она училась в Лисках, но собственного жилья не имела. Специалисты Центра поставили ее на учет, и она успешно получила жилплощадь — 42-метровую полностью благоустроенную «однушку». Третья постоялица гостиницы училась в колледже, жила здесь полгода, пока не решился вопрос с общежитием.

У многих слово «социальный» ассоциируется с бедностью и нищетой. Но гостиница в интернате № 1 рвет этот шаблон. Гостиная, или комнат общего пользования, обставлена вполне современно: компьютер, плазма, журнальные столики. Здесь же — телефон-селектор, чтобы вызвать медсестру или, не дай бог, охрану. На кухне — газовая плита, холодильник, микроволновка, посуда (постояльцы не питаются в общей столовой, а готовят себе самостоятельно). Рядом — туалет, несколько душевых и, конечно же, спальни: четыре двухместных и одна четырехместная. И везде — чисто и аккуратно. Убирают постояльцы тоже сами. Кстати, с каждым из них при вселении заключается договор.

– Мы сюда выпускников 11 класса приглашаем, — рассказывает Валентина Подкопаева.  — Чтобы хотя бы суп попробовали сварить самостоятельно, яичницу пожарить. Надо сказать, с социализацией в интернатных учреждениях дела обстоят парадоксально. С одной стороны, проверяющие органы настаивают на том, что к моменту выпуска дети должны хоть что-то уметь. А с другой стороны, их не должны никуда выпускать. Вот и остается водить их в гостиницу, чтобы приучить делать что-либо без посторонней помощи. С нашей Асей первое время была вообще катастрофа. Мы ее приучали мыть стол, раковину: она не протирала, а просто смахивала капельки жира. Но сейчас делает все хорошо.

Ася — это Анастасия Синцова, одна из тех, кто живет сейчас в гостинице. Она студентка Российского экономического университета (там как раз нет общежития). Анастасия ждет новую квартиру, поскольку в старую вернуться не может. Как объяснила Валентина Подкопаева, с матерью Аси, которая владеет жилплощадью, соседствовать просто невозможно.

– В интернат я поступила в 2005 году, а выпустилась в 2013-ом, — рассказывает Анастасия. — Сейчас у меня все хорошо. Хочу закончить университет, найти хорошую работу. Работать планирую по специальности. Не знаю, когда именно дадут квартиру, наверно еще не скоро.

Второго постояльца зовут Юрий Фомин. Он попал в интернат в возрасте четырех лет и закончил его в 2008 году. Затем поступил на электрика в лицей № 4, а после, в 2011, ушел в армию, служил в ракетно-артиллерийских войсках в Москве и Рязани. После армии получил еще одну специальность, но работать по ней не стал.

– Сейчас работаю на стройке, — говорит Юрий. — Жду квартиру, обещали дать этим летом. А дальше будет видно.

По ловам Юрия и Анастасии, им здесь нравится.

– Есть все необходимое. Наслаждаемся каждым днем, проведенным здесь, — говорят они.

Педагог-психолог Людмила Дерябина считает, что эта гостиница способна решить не только социальные проблемы своих обитателей, но и психологические.

– Живя в гостинице, выпускник возвращается в ту атмосферу, в которой пребывал ранее. У них уже есть какая-то база доверия к людям, к которым они приходят сюда за помощью, — резюмирует психолог. — Да и просто прийти, чтобы увидеться с кем-то — это тоже очень важно.

Детские болезни самолета Далее в рубрике Детские болезни самолетаВо время крушения самолета в Астраханской области погиб воронежский пилот Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»