«Уходил в лес и там снимал»
Фото из личного архива Константина Толоконникова

Фото из личного архива Константина Толоконникова

Победитель конкурса фотографов «Самая красивая страна» — о том, почему его вдохновляет воронежская природа

Воронежский фотохудожник Константин Толоконников победил в одной из одиннадцати номинаций под названием «Фотоистория дикой природы» конкурса «Самая красивая страна», объявленного Российским географическим обществом к своему 170-летию. Жюри выделило серию работ Толоконникова под названием «Геометрия осени» из 200 тыс. снимков, которые прислали 25 тыс. участников.

Константин Толоконников — опытный фотограф, победитель множества российских и международных фотоконкурсов, член Союза журналистов и Союза фотохудожников  России. Он рос на окраине Воронежа, в микрорайоне «Машмет», промышленном и не очень обустроенном. Зато этот район с двух сторон окружен лесом, а с третьей выходит на берег водохранилища. Там была красота, которую хотелось запомнить. Менялись марки фотоаппаратов, шли годы, снимки становились все глубже и выразительнее, пока фотоискусство не стало его стилем и образом жизни.

Корреспондент «Русской планеты» встретилась с фотохудожником и выяснила, каким волшебным образом геометрия преобразовывается в искусство, от созерцания которого глаз не оторвать.

– Константин, снимки такого уровня — это уже не просто увлечение?

– Это хобби, стиль и образ жизни и работа 24 часа в сутки. С детства было просто увлечение, а может, своеобразный уход от реальности: наш район и так-то отличался неблагополучием, а уж в девяностые — тем более. Вот я и уходил на все свободное время в лес. И там снимал. Тогда совсем не думал, что фотография станет смыслом моей жизни.

По образованию я инженер. Окончил авиационный техникум и технический университет. Но еще студентом стал работать сначала внештатным, а потом штатным фотокорреспондентом в областной газете «Коммуна». Очень хорошая школа, тем более что школу эту я проходил под руководством известного воронежского фотохудожника Михаила Вязового. Вот тогда и понял, что это навсегда. Тогда же впервые и в конкурсах начал побеждать.

Фото из личного архива Константина Толоконникова

В 21 год, в 2008-м, был победителем городского фотоконкурса «Мир глазами молодых — 2008», областного конкурса имени Василия Кубанева в номинации «Молодые фотохудожники», призером конкурсов молодежной студии «Дебют» и лауреатом президентской премии в рамках национального проекта «Образование». С тех пор участвую в различных конкурсах каждый год.

– Уже как профессионал?

– Работа в газете стала профессией. Конечно, приходилось много снимать. Но и помимо работы я снимаю всегда и везде. Вот в 2006 году захотелось мне запечатлеть закат с башни здания ЮВЖД. Там как раз ремонт шел. Ну, я пробрался потихоньку, не подумал, что здание — режимный объект. Снимки получались замечательные. Только меня там, в башне, охрана и схватила. Повели в полицию. Не знаю, может, снимки впечатлили, может, моя искренность, но мне поверили. А снимки потом побеждали в конкурсах.

– Участие в конкурсах повышает самооценку? Помогает взглянуть на себя со стороны?

– Во-первых, оно повышает профессиональный уровень. Это возможность выбрать лучшее из того, что сделано за год. Во-вторых, конкурсы помогают собрать мозги в кучку. Настраиваешься на определенную тематику. Пересматриваешь свои работы. Оцениваешь. И получаешь большой пинок — стимул, чтобы развиваться дальше. Конкурсы не дают зацикливаться. Тем более что мои работы стали занимать первые места. Вот в 2010 году я был победителем в трех конкурсах: городском в области журналистики в номинации «Мегаполис», памяти Евгения Хмелевцева и первого регионального фотоконкурса «Воронеж — столица Черноземья» в номинации «Новая архитектура». А с 2012 года стал побеждать в международных конкурсах. С 2012-го по 2015-й — в Best of Russia, в 2013 году — в AdMe Photo Awards и PinWin в номинации «Современная архитектура».

– То есть вы работаете не по одному направлению?

– Нет, конечно. Да это и невозможно. На одном направлении глаз замыливается. У меня и фотопортреты, и свадебная съемка, и съемка с высоты, и пейзажная, и репортажная. Пейзажная и съемка с высоты мне очень интересны. Когда я в первый раз снял с борта вертолета, понял, насколько это удивительно. Разные направления требуют разного подхода.

В событийную съемку я не вмешиваюсь, просто снимаю. Съемка в студии требует жесткой постановки. У репортажа своя специфика.

– От чего зависит удачное фото?

– От настроения, возможностей, фантазии. От твоего видения факта или события. Все мы видим одно и то же, только по-разному. И оцениваем по-разному. Возьмем, к примеру, мою серию снимков «Геометрия осени». Люди, которые рассматривали ее, начинали фантазировать. Там, где хвойный зеленый лес пересекает золотая полоса, многие были уверены, что на лес упал луч солнца. А на самом деле это осенние лиственные деревья среди хвойных.

Константин Толоконников. Фото из его личного архива

– Как складывалась серия «Геометрия осени»?

– Идея пришла не во время конкурса. Снимки делались в разное время. Когда Российское географическое общество объявило конкурс, мои друзья стали настаивать на моем участии в нем. Я отобрал шесть снимков. И понял, что их объединяет. Не только осенняя тематика, но и некая геометрическая направленность. Вот так все и сложилось. Я горжусь этой победой. Помимо денежной премии, она предусматривает мое участие в одной из ярких экспедиций РГО. А это новый опыт и новые снимки.

– Есть у вас любимые проекты?

– Есть проекты, которые длятся годами. Вот, например, я с 2006 года снимаю серию «Вечерний Воронеж». И она будет продолжаться. Это только мой взгляд на любимый город. «Воронеж с высоты крыш» — тоже давний проект. И тоже бесконечный. «Воронеж с высоты птичьего полета» — проект вообще удивительный.

– Воронеж и природа — главные герои ваших произведений?

– Люблю свой город, а воронежская природа, я считаю, явление просто уникальное. Как же можно здесь не снимать?

«Кости и черепа вывозили грузовиками» Далее в рубрике «Кости и черепа вывозили грузовиками»Воронежцы защищают от сноса православную церковь XIX века Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»