Новости – Общество
Общество
Рельефное звучание баяна
Фото из личного архива Дмитрия Козюка
Призер Кубка мира по игре на баяне рассказал, как сыграть так, чтобы зрителя не отпускало
13 ноября, 2015 17:44
8 мин
Студент второго курса Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей Дмитрий Козюк занял второе место на самом престижном конкурсе баянистов и аккордеонистов в категории до 18 лет. В этом году все три места — у молодых российских музыкантов.
Дима Козюк только начал обучение в знаменитом колледже у заслуженного учителя России Елены Чиликиной. Он из Волгодонска Ростовской области, где окончил музыкальную школу по классу баяна. Учился у Галины Крыловой, заведующей отделом народных инструментов детской музыкальной школы имени С. В. Рахманинова. Два преподавателя и Дима решили, что дальше учиться он будет в Воронеже.
Кубок мира — старейший музыкальный международный конкурс — каждый год проходит в разных странах. В этом году — в Финляндии, куда съехались молодые аккордеонисты и баянисты из 21 страны. В жюри — известные музыканты из девяти стран. В номинации «Юниоры» председателем жюри был преподаватель РАМ имени Гнесиных Александр Владимирович Селиванов. По правилам конкурса член жюри не имеет права голосовать за участника своей страны.
Корреспондент «Русской планеты» встретился с Димой Козюком и его преподавателем Еленой Чиликиной, чтобы узнать, чем же русские исполнители покорили взыскательное жюри престижного конкурса.
– Я послушала, как вы занимаетесь: с большим упорством и любовью к музыке. Елена Павловна, занятия музыкой — это искусство, но какой же это труд!
– Вы даже не подозреваете, какой это труд. Кропотливый, ежедневный, упорный, вне зависимости от способностей и таланта. Более того, чем выше способности у музыканта, тем больше внимания приходится ему уделять. Сначала он сидит с баяном, исполняя долг, но по мере погружения в глубину музыкальных образов, начинает заниматься, не замечая времени.
– Дима, а у тебя сейчас как — необходимость в инструменте или пока еще только учеба?
– Пока учеба.
– Елена Павловна, а вы как считаете?
– Дима еще маленький — только перешел на второй курс. И, конечно, ему еще учиться и учиться. Но он говорит не совсем правильно. Ведь его учеба — это занятия музыкой. И если бы музыка не звучала у него в душе, он бы ею не занимался.
– Значит, такая серьезная победа не случайна?
– Конечно, не случайна, хотя для нас с Димой это тоже большая неожиданность, правда, очень приятная. У меня Дима занимается только год. За год раскрыться очень сложно, даже перспективному и талантливому ученику. Хотя определенный багаж у Димы уже был. Ведь чтобы заявиться на международных соревнованиях, надо победить на крупных российских музыкальных конкурсах. А Дима становился лауреатом конкурса баянистов в Ростове, затем побеждал в Сочи на Кубке Кубани с очень авторитетным жюри. Так что заявку мы подали, но особо ни на что не надеялись. А кроме всего прочего, существовала еще и финансовая сторона.
– А когда узнали, что Дима будет участвовать в Кубке мира, что почувствовали?
– Честно говоря, такой груз ответственности. Во-первых, времени на подготовку оставалось мало, а тут еще и каникулы. Во-вторых, Диме нет еще восемнадцати. Значит, нужна доверенность от родителей. Мама Димы в Волгодонске, папа работает вахтовым методом в Сибири. И произведения для программы надо было подобрать так, чтобы смогли поразить искушенное международное жюри. Но раз заявку утвердили, значит, надо заниматься. И с финансированием все определилось. Помог «Фонд поддержки одаренных детей» губернатора Алексея Васильевича Гордеева. Каникулы прервали. Дима с мамой переехали ко мне, и началась работа.
В обязательной программе было исполнение полифонического произведения. Мы выбрали произведение И. С. Баха. Полифония — многоголосие, в котором все голоса равнозначны, каждый голос ведет свою мелодическую линию. И как эти голоса точно и рельефно звучат на баяне!
Мы также включили в программу первого тура произведение композитора Анатолия Кусякова «Былина», но со своей интерпретацией и сюжетной линией. Вспомнили историю с донецким мальчиком Ваней. Страшную, трагичную, жестокую. Юная жизнь, искореженная никому не нужной войной. И надо было сыграть так, чтобы слушатели это почувствовали, чтобы дышали и замирали вместе с тобой. И чтобы их отпустило только вместе с последним звуком. Дима передал это проникновенно, искренне, глубоко — так, что смог зацепить европейцев, и они единогласно отдали нам второе место. Никто до самого объявления результатов не знал, сколько баллов он набрал.
– Дима, волновался?
– Я готовился, некогда было волноваться. Когда выступал, думал только о том, как сыграть. А объявление результатов шло на английском языке, нужно было очень внимательно вслушиваться.
– Елена Павловна, а вы предполагали, что Дима будет в числе победителей?
– Я думала, что он войдет в первую пятерку. Мы с Димой считаем, что он мог выступить еще лучше. Так вот, объявляют результаты. Начинают с двадцать первого места. В десятке его нет. В пятерке его нет. Четвертое место — не он. Третье — не он, но мальчик из России. И вдруг… Второе место — Дмитрий Козюк, Россия. И первое место тоже — Россия. Восторг!
– Дима, а как ты начал заниматься музыкой? И кто выбрал баян?
– В 5 лет мама отвела меня в музыкальную школу в группу по сольфеджио. А баян посоветовала потом преподаватель Галина Ивановна.
– Елена Павловна, музыка входит в жизнь, наверное, у всех одинаково, ну, кроме исключительных случаев?
– Да, я вот родилась в 1947 году, и меня тоже мама отвела тогда в музыкальную школу. И преподаватель также посоветовал баян. Кстати сказать, после войны для среднестатистической семьи это был самый доступный музыкальный инструмент. Вот с той поры моя судьба связана с ним.
– А преподавать когда начали?
– В 1971 году. Сорок пять лет назад.
– Дима, Елена Павловна какой преподаватель?
– Она очень трудолюбивая. И никогда не сдается. Я пока так не умею.
– А Дима учится этому, Елена Павловна?
– Дима учится. Без этого качества не стать хорошим музыкантом. У меня занимаются в основном мальчики. Обучение индивидуальное. И я стараюсь научить их преодолевать трудности, быть мужественными, быть галантными — то есть расти настоящими мужчинами. От характера очень много зависит. А еще я учу их самовыражаться. В музыке. Музыка начинается там, где кончается слово. В звуке можно выразить все: все чувственные нюансы, все движения души.
– Дима, а что для тебя музыка?
– Это мое основное занятие, которое потом станет профессией. Сначала учеба — потом профессия. Я не знаю точно, кем я буду, знаю только, что будущее связано с музыкой.
– Елена Павловна, погружение в музыку у всех происходит по-разному?
– У кого-то сразу, кому-то нужно время. Вот Диме нужно время. У него погружение происходит постепенно. Хотя победа на таком конкурсе — это просто фантастический взлет. Например, нынешнему победителю Кубка мира Льву Лаврову (тоже моему выпускнику) этот конкурс покорился только с пятой попытки. У каждого своя дорога. Вы знаете, я зарекаюсь делать прогнозы. Все зависит от человека. У меня была ученица, у которой отсутствовало чувство ритма. Для музыканта важны слух, память и ритм. А девочка ритм не чувствовала совсем. Я уже отчаялась, решила, что дело безнадежное. А девочка попалась упертая. И что бы вы думали, ведь она развила в себе это чувство! И все закончилось прекрасно. После этого случая я уверовала: всегда может измениться ситуация. Всегда. Конечно, если ты этого очень хочешь.
– Елена Павловна, сложно готовить победителя?
– Учить вообще сложно. Надо найти психологический контакт. Ведь ученик должен тебе верить безоговорочно. Должна существовать творческая связь. Преподаватель и ученик находятся на одной волне. Наставнику необходимо разглядеть все скрытые возможности ребенка. И настроить его на победу.
– Дима, ты настроен побеждать?
Дима улыбается и, глядя на Елену Павловну, говорит:
– Будем заниматься.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости