Новости – Общество
Общество
«У нее не получалось рисовать, пока не вышла на пенсию»
Фото из архива студии Дмитрия Фисунова
Художник Дмитрий Фисунов рассказал, как обучает живописи первоклассников вместе с пенсионерами
8 июля, 2015 18:07
10 мин
В воронежском Доме архитектора с 9 июня по 5 июля проходила выставка работ учеников и самого мастера студии живописи Дмитрия Фисунова — художника, педагога, поэта и композитора.
Выставка необычна тем, что работы, представленные на ней, созданы не только профессиональными художниками. Среди авторов — первоклассница и пенсионер, студенты и офисные работники, оперная певица и модельер.
Корреспондент «Русской планеты» побывала на выставке, увидела удивительные, завораживающие работы, побеседовала с членом Союза художников России, основателем и руководителем художественной студии Дмитрием Константиновичем Фисуновым и выяснила, что стать его учеником может любой человек, влюбленный в живопись, от семи лет и без возрастных ограничений.
– Это вторая совместная с учениками выставка. Первая прошла в 2013 году. Правда, она была намного меньше.
– Кстати, вопрос: как вам пришла в голову мысль собрать вместе таких разных по возрасту учеников?
– Сначала надо сказать, как мне пришла в голову мысль создать студию. Я профессионально занимаюсь живописью с 1992 года. Живопись — дело всей моей жизни. Я всегда знал, что буду рисовать. С 98-го начал участвовать в региональных и всероссийских выставках. Но долгое время даже думать не мог, чтобы открыть свою школу.
– Почему?
– Потому что считал, да и сейчас считаю, что пока досконально не изучу все, что касается техники мастерства, приемов, цветовых решений и т.д., я просто не имею права преподавать. Как я могу что-то советовать ученику, если, допустим, не могу объяснить, каких-то нюансов в технике Ван Гога или Веласкеса. Очень долго стоял этот внутренний ограничитель, хотя друзья меня уже давно убеждали, что я созрел для преподавания. Но все равно, пока я сам не убедился, что смогу ответить на любой вопрос ученика, что во мне созрела потребность передать все, чему научился сам, речь об открытии студии не могла идти.
– И когда же это произошло?
– В 2010 году. Так что на выставке мы показали лучшие работы моих учеников за пять лет, да и мои тоже.
– Критерий отбора в студию есть?
– Критерий отбора один — желание рисовать. Ведь без желания выразить свое настроение в красках ничего не получится. Мне не важно, есть у человека художественное образование или нет, мне не важен возраст. Важно только одно — желание учиться. Не для оценок, не для диплома, а чтобы выразить себя. А моя задача — научить их писать профессионально. Ну, и, конечно, результат качественного труда должны видеть люди, — хорошие картины заслуживают выставок. И я должен их организовать.
В прошлом году мама привела к нам в студию семилетнюю Вику Боброву. На текущей выставке две ее картины: «Натюрморт» и «Закат на море». Девочка очень хорошо работает с цветом. Кстати, она очень любит рисовать цветы. Посмотрите, какие это цветы.
– Что ученикам писать вы советуете?
– Советовать-то я советую, только писать они будут то, что выберут сами. Какой смысл заставлять ученика срисовывать, допустим, кувшин или горшок, если ему это не интересно. Ведь он не будет вкладывать в работу душу, если она ему не нравится. И картина точно не получится, и человек потеряет к ней всякий интерес. Поэтому они рисуют то, что их интересует: сюжетную композицию, портрет, пейзаж или просто фантазию на любимую тему. И, конечно, пишут до конца, с удовольствием. Вот Мироненко Даша. Пришла в студию в 12 лет. Рисует давно. Уже участвовала во Всероссийском молодежном выставочном проекте (для молодых художников от 18 до 35 лет). Ее цикл «Птицы» просто замечательный.
Я считаю своей задачей помочь ученикам раскрыть их движения души при помощи кисти и красок. Вот они и рисуют то, что хотят. Даже если кто-то оставляет на время свою работу, он все равно к ней обращается и заканчивает ее. Именно поэтому я стараюсь работать с каждым учеником по индивидуальной программе, ведь интересы и занятия у них самые разнообразные.
– А что вы говорите свои ученикам на первом занятии?
– Что на первом занятии мы будем рисовать кленовый лист.
– Почему именно кленовый?
– Форма, силуэт, линии — само совершенство. Но маслом написать лист смог только Дмитрий Черницын. Посмотрите — это настоящая работа. Дима закончил ВГУ, работает в аптечной организации, и всегда хотел рисовать. У нас в студии он смог реализоваться.
– Вы ставите перед учеником цель?
– Нет, никакой определенной цели не ставлю. Ученики знают, если работа хорошая, попадет на выставку. Оцениваем сами.
– А обид, конкуренции, зависти не бывает?
– Не бывает. Сюда приходят люди, которые хотят и любят учиться рисовать. Поверьте, они сами прекрасно себя оценивают. Некоторые походят на занятии полгода, чувствуют, что-то не получается, делают перерыв. Но вы знаете, они дома работают. И когда возвращаются, я просто ахаю — настолько выросло умение. Если человек любит рисовать, он будет развиваться. Просто, для этого нужны несколько составляющих: умение учиться, соответствующая среда и время. И все получится.
Фото из архива студии Дмитрия Фисунова
– А вы беретесь, например, подготовить ученика в высшее учебное заведение?
– Берусь, но редко. Только если кто-то приходит именно с этой целью. Знаю, что кто-то из учеников поступает, кто-то хочет получить образование. Но у меня задача другая — помочь человеку раскрыть себя.
В 2011 году пришла в студию Шипулина Елена Михайловна. Ботаник по образованию. Свою работу любила и любит. Но всегда хотела заниматься живописью. Не получалось, пока не вышла на пенсию. И уже в 13-м году на выставке были ее работы. В студии Елена Михайловна вообще человек незаменимый. И помогает выставки организовывать, и в планах по развитию активно участвует.
– Как же они сосуществуют в одном коллективе — первоклассница и пенсионер?
– Прекрасно сосуществуют. Нам удалось создать студию, где каждый человек на своем месте. И атмосфера вполне дружеская и сердечная. Все общаются между собой.
Обращаюсь с вопросом к Елене Шипулиной.
– Елена Михайловна, чем является студия для вас?
– Место, где раскрывается и отдыхает душа. Вы знаете, все уходит на второй план, когда становишься к мольберту. Ты вся в работе, вся в картине, ты погружаешься в тот мир, который сейчас пытаешься выразить в красках. Нереальное ощущение.
Как я всегда хотела научиться рисовать по-настоящему. Но в детстве такой возможности не было в связи с частыми переездами. Я росла в семье военного. Потом учеба, семья, работа. И только сейчас, на пенсии, я исполнила мечту детства. А если учесть, что у Дмитрия Константиновича не просто студия, а своеобразный клуб по интересам, то мне здесь просто хорошо. Наш мастер придумал совмещать выставки с концертами классической музыки, авторской песни. Про авторскую песню Дмитрий Константинович сам расскажет.
Концерт классической музыки на первой выставке помогла организовать Наталья Вячеславовна Савицкая. Она дважды закончила Воронежскую академию искусств по специальностям фортепиано и вокальное академическое пение. Работает преподавателем вокала в колледже имени Ростроповичей. И с 2012 года занимается живописью в студии Дмитрия Константиновича. Так вот, на открытие выставки Наталья Вячеславовна пригласила своих учеников. Вы же понимаете, классическая музыка и живопись — сочетание просто потрясающее.
Я человек деятельный, студия — любимое место, где можно заниматься творчеством, вот и помогаю от души.
– Дмитрий Константинович, как вы считаете, студия — это особый мир?
– Живопись — вообще мир особый. А в преподавании свои счастливые мгновения.
– И когда вы более счастливы — когда пишете или когда учите?
– Это разные вещи. В преподавании много очевидного, мало спорного. Надо выложить перед учениками все, чему ты научился в живописи.
А когда пишешь сам, счастлив в процессе. Работаешь, — постоянно в борьбе ситуаций, вариативность огромная. Сознание перестраивается. Вот такая работа — практически одно целое. Или, вернее, такая жизнь.
– Дмитрий Константинович, ведь есть еще одна сторона вашей жизни, о которой обязательно надо поговорить. Ваши авторские песни. Вы почти всегда удивительным образом совмещаете выставки и свои концерты. И второе естественным образом дополняет первое. Как все начиналось?
– Если говорить о гитаре, то все началось со старшего брата. Он увлекался бардовской песней. Ну, и мне очень захотелось научиться играть. Вообще, от гитары огромная зависимость: тембр, близкий к человеческому голосу, сам инструмент очень мобильный. И вот лет в четырнадцать я научился играть. Стихи начал писать чуть позже. О первом стихотворении лучше не вспоминать. А потом уже все шло от настроения, от ощущений.
Первый раз выставка с концертом прошла в 97-м году в Доме актера, где были представлены мои работы. Тогда же и диск записал «На Большой Дворянской» (Большой Дворянской раньше назывался проспект Революции. — Примеч. авт.). И знаете, посетители приняли такую выставку. С тех пор концерты — неотъемлемая часть всех организованных нами выставок.
– Живопись вдохновляет на написание песен?
– Есть несколько песен, созвучных темам картин. А в общем, что музыка, что стихи, что живопись — это движение души, осознание и отражение какого-то особого мгновения жизни.
– А что, в таком случае, для вас первично — живопись или музыка?
– Живопись, конечно. Это вся моя жизнь. Я с детства знал, что буду художником.
– Дмитрий Константинович, студия расширяется?
– Да, сейчас у нас человек 25–30. Наверное, пора подумать об увеличении площади. Тогда можно было бы организовывать мастер-классы, приглашать специалистов, а это дало бы возможность проводить занятия в другом формате. Но это все пока в планах. В будущем.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости