Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Мне все равно, кто прав — я за своих, за русских»

Фото: из личных архивов А. Лапина
Воронежский писатель Александр Лапин — о свободе слова, «Русском кресте» и «Дневнике поколения»
Николай Борисов
22 августа, 2014 17:08
15 мин
Александр Лапин — писатель и журналист, руководитель Воронежского отделения Российского фонда мира, заместитель председателя комитета Воронежской областной думы по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ. Его перу принадлежит роман «Русский крест», рассказывающий о 90-х годах. Он также автор идеи национального проекта «Дневник поколения», посвященного осмыслению ушедшей эпохи.
Какая литература сейчас востребована в обществе?
– Сегодня востребована самая разная литература. В связи с разрушением коммунистической идеологической базы возникло состояние, при котором люди, в силу своего развития, могут выбирать все, что им нравится. На Московской книжной выставке — 20-30 тысяч наименований. Разве такое было мыслимо еще 30 лет назад?
Но, несмотря на это, сегодня очень мало читают…
– Раньше человек искал информацию, а теперь он находится под информационным прессом. Поэтому человек начинает выбирать, что ему потребить. И конечно, в основной массе люди выбирают самый легкий путь получения информации — телевизор и Интернет. Напрягаться и думать не надо, все разжевано.
Насколько долго это будет продолжаться? Наверное, долго. Хотя, литература, конечно, не умрет. Я всегда себя утешаю простой мыслью: ведь были времена в России и мире, когда доля грамотных составляла всего три процента. Но при этом книги читали. Во времена Гомера грамотных вообще была сотня на весь полис, но Гомера все равно записали. Бывают времена, когда люди могут позволить себе роскошь почитать книгу и подумать, а бывают, когда бегут, выпучив глаза, и потребляют то, что им подносят.
Почему не появляются такие масштабные писатели, как Лев Толстой?
– Наверно, на сегодняшний день эту эпоху не осмыслили. Великие романы рождаются в великие эпохи, или после них. Была Отечественная война 1812 года, через 20–30, 40–50 лет люди начали ее осмысливать, и господин Толстой написал роман «Война и мир». Потом последовали Первая мировая война и революция — появился «Тихий Дон». Вскоре разразилась Великая Отечественная, но мне кажется, по-настоящему великого романа об этой войне никто не написал. Может быть, в силу каких-то идеологических соображений. Но все равно большая литература на эту тему есть: «Живые и мертвые», «Батальоны просят огня», и так далее.
Недавно мы стали свидетелями еще одной великой эпохи. 91–й год, я считаю, это переломный, революционный период, и через какое-то время люди тоже начнут его осмысливать. По сути, в этот период произошли великие события, которые случаются раз в 2 тысячи лет: падение империи, смена общественного строя и возрождение христианства. Последний раз нечто подобное случилось в Риме: тоже падение империи, смена общественного строя и появление новой религии — христианства.
Проект «Дневник поколения» относится к осмыслению той эпохи?
– Когда я начал писать «Русский крест», последовали отклики — люди стали вспоминать, как они жили. Через 25 лет после 1991 года появилось чувство ностальгии. Все тоскуют по советскому прошлому, все вспоминают только хорошее, поскольку были молодыми, красивыми и имели надежды на какую-то другую жизнь.
Я сам вырос в советское время, и история, которую нам преподавали, выглядела примерно так: все, что было до революции — плохо, а все, что после — прекрасно. Сейчас получилось, что все, что было до 1991 года — плохо (советская власть, репрессии, жизни не было), а после 1991 — свобода, равенство, либеральные ценности, и так далее. То есть, опять мы наступаем на те же грабли. Я думал об этом и понял: если мы сейчас хоть что-нибудь сохраним, то будет хорошо.
Поэтому мы через Интернет объявили о том, что будем собирать все рассказы, воспоминания, приятные и неприятные, о той жизни. Собрали около 500. «Дневник поколения» выходит на следующей неделе. Мне кажется, книга получилась очень интересной, особенно для тех, кто интересуется, как жили люди, как вообще складывалась история.
Самое главное, что хочется сказать — люди всегда жили, любили, ненавидели, рожали детей, радовались жизни. Всегда, а не только сегодня или вчера, не только при советской власти и не только при нынешней. И люди будут это делать всегда, независимо от того, какая сегодня политическая погода. И желательно, чтобы сами люди это тоже поняли. Это еще одна цель «Дневника поколения».
Сейчас раздаются критические замечания по поводу того, что нынешний режим душит свободу, в том числе и творческую. Как вы относитесь к таким высказываниям?
– Сколько я живу, столько режим душит свободу. Я принадлежу к поколению, которое, к счастью или, к сожалению, активно участвовало в событиях 91 года. Мои старые друзья все время говорили: «Как получилось, что вы, журналисты, раскачали эту ситуацию?» Так оно на самом деле и было — журналисты, по большому счету, и раскачивали. Как только нам дали возможность высказываться по всем позициям, мы взяли и высказались. Более свободных людей в России тогда не было.
В итоге, чем кончилась такая безграничная великая свобода? Тем, что страна развалилась, я сам стал беженцем, вынужден был бежать в Москву. Миллионы людей пострадали, миллионы спились, рождаемость упала, страна пришла в упадок. Стоило ли все это нашей возможности самоутвердиться? Может, было бы лучше, чтобы все как-то помягче обошлось, без этого кризиса, без этих страстей? Ответа я не получил, но вопрос все равно остается. Свобода — для чего? Свобода предполагает еще и ответственность. К сожалению, это начинаешь понимать только сейчас.
Абсолютно дикое заблуждение наших либералов, что уровень свободы нам определяет Путин, режим, или еще что-то. Уровень свободы мы всегда определяем сами. Уровень свободы зависит от общественного развития, от мозгов народа. И на сегодняшний день, к сожалению, приходится констатировать, что уровень нашей свободы в точности соответствует уровню нашего сознания.
Ваше отношение к украинским событиям?
– Я смотрю телевизор и вижу, как все это шьется. Шьется везде, в том числе и на нашем телевидении. А уж на украинском и европейском — подавно. Каждый день «утки» летят с экрана, а человек неискушенный все принимает за чистую монету. Когда знаешь, как эта механика работает, прекрасно понимаешь, для чего, кем и как это делается.
Что произошло с этим «Боингом»? Только первое сообщение появилось, я понял: стопроцентная провокация. Потому что надо было заткнуть мозги народу, и под этой маркой можно было и санкции ввести и руки себе развязать. Такое уже не первый раз: в 1983 году на нашу территорию залетел корейский «Боинг», в 1939 фашисты, чтобы напасть на Польшу, захватили Глейвицкую радиостанцию, в 1914 году Гаврило Принцип убил эрцгерцога Фердинанда, при этом в заговоре участвовали и австрийские спецслужбы.
Но народ у нас так устроен, что он не хочет анализировать.
Что бы вы посоветовали делать неискушенным людям, чтобы не быть обманутыми СМИ?
– Анализировать, сравнивать, и вообще стараться поменьше смотреть телевизор, особенно сегодня, когда идет информационная война. Русские люди любят искать, кто прав, кто виноват. Но мне все равно, кто там прав, кто не прав. Я за своих, за русских, чего и всем советую. Правых и виноватых все равно найдешь. Надо четко знать, кто ты, за кого, и куда ты идешь. С этой позицией можно спокойно жить и понимать, где ты находишься, в каком лагере.
Куда сейчас идут русские, и какой крест они несут?
– Сегодня Россия, сделав оборот в сто лет, вернулась к тому состоянию, в котором она находилась в 1913–1914 годах. Никто не может перескочить через какие-то этапы развития раньше времени, до того момента, пока народ не созреет. Мы развиваемся на трех основах, на которых развивалась Российская империя: самодержавие (мы его имеем в наличии сегодня, я не говорю монархия, а именно самодержавие, и это факт), православие (сегодня оно опять поднимается, в советское время его заменяла коммунистическая идеология) и народность. Почему? Потому что мы как народ за эти сто лет не выработали новую философию и были вынуждены, сделав круг, вернуться к той триаде, которая была сформулирована Победоносцевым. Это не хорошо и не плохо, это факт. Вернулись в общество, в котором есть зачатки будущего роста и движения — самостоятельные, самодеятельные люди, так называемая предпринимательская прослойка. Они, собственно говоря, и двигают историю.
Это объективно отражает уровень нашего духовного развития, сознания. И это не худшее положение, потому что те народы, которые в свое время были присоединены к Российской империи, тоже вернулись на ту ступень, на которой находились в прошлом или позапрошлом веке. В Туркменистане — деспотия восточного образца, Узбекистан вернулся к феодальному устройству, Чечня вернулась к родоплеменным отношениям. Почему? Потому что по-другому не получается.
От чего приходится отказываться писателю в наши дни?
– От чего-то всегда приходится отказываться. Раньше я был свободный человек, мог куда угодно поехать, мог почитать какую угодно книгу. А сейчас ты понимаешь, что ты, во-первых, сам себя в рамки ставишь, а во-вторых, ставят в рамки издатели — книгу надо издавать в определенное время, иначе она не будет продаваться. И ты отказываешься от удовольствий, меньше общаешься. Это как работа, как служение. Если хочешь чего-то добиться, приходится чем-то жертвовать. Это достаточно тяжелое дело, но с другой стороны радостное. В еврейской «Каббале» одно из основных качеств служения Богу — это творчество. Если ты что-то творишь, значит, ты — сотворец. Поэтому наибольшее удовольствие человек получает, когда он творит. Ты делаешь что-то для вечности. Так или иначе, ты складываешь слова и получаешь какую-то историю, которая не умрет вместе с тобой.
Я считаю, что творчество будет основным компонентом религии будущего. Потому что мы постепенно поднимаем планку. Если раньше творчество могли себе позволить только богатые люди, которых были единицы, то сейчас это может обрести массовый масштаб. Главная ценность для человека — это свободное время. У людей ввиду автоматизации производства оно появляется, и это время — золотое для творчества. Только не все это понимают.
Нужно ли продолжать писать, если ты не получаешь дивидендов, в том числе и моральных?
– Личное дело каждого. Если для человека главное дивиденды, то ни к чему это все. Это одна сторона проблемы. Вторая сторона проблемы — писатель не может писать в стол, это убивает его. Надо, чтобы книга вышла, чтобы ее прочитали и, как минимум, похвалили. Даже Пушкин, когда дописывал свою книгу, созывал друзей, читал им, и радовался: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Если книга не издается, это угнетающе действует на писателя. Сегодня, пожалуйста, Интернет есть. Каждый может написать и выставить свое произведение на всеобщее обозрение.
Как вы относитесь к сайтам наподобие Проза.ру?
– Нормально отношусь. Люди должны творить, что-то делать, иначе они начинают пить водку или вешаться. Творчество должно стать нормой для каждого человека. Когда пишешь, некогда пить, интриговать, ругаться со всеми, надо свое душевное равновесие сохранять, чтобы писать. Некогда тратить энергию на какую-то дурь.
Чем отличается писатель от графомана?
– Писатель — профессионал. Он знает какие-то правила, он учился — это и отличает его от графомана.
Учится, в том числе, и самостоятельно?
– Как угодно. Раньше на писателей учили в литературном институте, а журналиста — на факультете журналистики. Надо знать элементарные правила, что такое завязка, кульминация, развязка. Если ты всего этого не знаешь, ты просто изобретаешь колесо, ты — графоман. Можешь изобретать, но ты должен знать все то, что было изобретено до тебя.
Каковы на сегодняшний день тенденции в издательском бизнесе?
– Сейчас ситуация осложнилась. После советского времени издатели были избалованы, потому что читать книги считалось престижным. Поэтому издатели печатали книги миллионными тиражами, зарабатывали миллионы и думали, что так будет вечно. Потом, когда этот бум схлынул, получилось, что издатель больше не может зарабатывать столько денег. Потому что начинающего писателя нужно приветить (раньше этим занималось государство в лице Союза писателей), дать ему какой-то гонорар, кусок хлеба. Если издатель нашел талантливого писателя, его надо было выращивать в течение пяти или десяти лет. Надо искать таланты, и тогда в издательском бизнесе ты будешь если не процветать, то хотя бы иметь круг авторов. Ничего этого никто не хотел делать, все хотели только использовать. Это продолжается и сейчас.
Писатель — это раб, который должен работать на издателя, а издатель — это господин. Вернее, господин — это продавец, он сегодня диктует, что модно, и кто что должен писать. Поэтому поток, оставшийся с советского времени, иссякает, а искать новых, пестовать, поднимать их на щит, продавцы и издатели не научены, они не хотят этим заниматься. Они хотят, чтобы писатели появлялись сами собой и есть не просили. Из-за этого и возник дефицит авторов.
В итоге страдают и издатели, и продавцы. Книг полно, а почитать нечего. Потому что все книги узко форматированы: это — для беременных, это — для кормящих матерей, это — для эзотериков, это — для философов, а просто для человека, чтобы было интересно почитать или сделать для себя какое-то открытие — нет. Эта проблема, может быть, и основная на сегодняшний день.
Так как сегодня издательское дело стало бизнесом, то надо вкладывать деньги в его развитие, продвижение. Раньше этим занималось государство, еще 20 лет назад этим должны были заниматься крупные издательства, которые паразитировали на авторах. А теперь, когда на безрыбье и рак рыба, издатели жалуются: «Нет писателей! Нет больших талантов! Кто “Войну и мир” напишет?» А чтобы «Войну и мир» написать, нужно 10 лет. Лев Николаевич имел свое поместье, его обслуживало сотни две крестьян, а он сидел и писал.
Писатель — это и есть основа, вокруг него все и вертится. Нужно сто человек поддержать, каждому понемножку дать, из ста десять вырастет приличных писателей, а из десяти один — талантливый. Но для этого надо вкладывать, а никто не хочет.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ