Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Я не хочу быть выше окружающего мира»

Фото: Николай Борисов

Нововоронежский писатель и драматург Дмитрий Карапузов — о том, чем американская мечта отличается от русской

Николай Борисов
16 июля, 2014 15:28
12 мин
Дмитрий Карапузов работает на Нововоронежской АЭС, но по совместительству пишет рассказы, романы и пьесы. Романы его, правда, не опубликованы. Несмотря на то, что литература для него — всего лишь увлечение, в 2013 году Карапузов стал лауреатом премии О. Генри «Дары волхвов». А за год до этого его пьеса «Кто любит Панкратова?» была экранизирована екатеринбургским режиссёром Александром Ваховым.
Как вам удается совмещать работу на электростанции с увлечением литературой?
– Что касается времени, совмещать удаётся с трудом. Часто беру работу на дом и сижу вечером за компьютером вместо того чтобы заниматься своими делами.
А в первую очередь вы считаете себя писателем, или заместителем начальника цеха на Нововоронежской АЭС?
– Литература для меня — это просто увлечение. К тому же, в последнее время я не пишу, а всё больше рисую. Вообще, рисовать я не умею, но сейчас есть Photoshop, а с его помощью художником может стать любой. В общем, писательство — это не главная моя идея.
А какая ваша главная идея?
– Я вообще идей не люблю, ни в жизни, ни в творчестве. Была такая литература, которую Набоков называл «литература великих идей». Достоевский, Тургенев, Чернышевский... Ничего не имею против, если писатель хочет объяснить нам что-то: устройство мира, открыть глаза на что-то. Но это не мое.
Публикация в журнале «Волга» в 2012 году это ваш дебют?
– Дебют в прозе. До этого было еще несколько публикаций пьес. Когда я написал свою первую вещь — мне тогда было лет сорок — я взял в интернете адреса нескольких десятков редакций, отослал туда свое творение. Я был уверен, что написал гениальное, беспрецедентное произведение, и это нормально. Если писатель не думает о себе хорошо, не думает, что он пишет нечто выдающееся, тогда зачем он пишет? На следующий день посмотрел почту — ничего. Я был очень удивлен. На следующий день — опять ни одного письма. Я уже думал: может с почтой что-то не так? Мне тогда так никто и не ответил.
Вы предполагали, что станете лауреатом премии «Дары волхвов»?
– Реакцию членов жюри конкурсов вообще очень трудно предугадать. Одни и те же вещи разные люди принимают по-разному: одни — восторженно, другие ругают. На одном и том же конкурсе в разные годы в число призеров могут попасть вещи совершенно разного уровня. Все оценки субъективны и это нормально, так и должно быть. Что касается реакции на победу, я обрадовался: как-никак, к премии прилагалась 1 тыс. долларов. Но я не придаю этому большого значения. Хотя, конечно, всегда приятно, когда получаешь положительную оценку со стороны.
А как вы сами свое творчество оценивайте?
– Если говорить о том рассказе, за который я получил премию («Моя дорогая Клаудиа Шлиффер» — РП), то вещь неплохая. Но, автор не всегда может объективно оценить свое творение. Бывает, когда пишешь что-то, думаешь: написал невесть какое чудо, проходит год-другой, перечитываешь, и понимаешь, что время было потрачено напрасно.
Ситуацию, описанную в рассказе «Моя дорогая Клаудиа Шлиффер» (когда главный герой влюбляется в шлифмашинку РП) вы наблюдали в реальности, или же это является плодом вашего воображения?
– Конечно, я все это выдумал. Вряд ли такое бывает в жизни.
То, что вы описываете — одно из типичных проявлений объектофилии.
– Да? Ну надо же! Но если подобное и встречается в жизни, то крайне редко. То, что такие вещи где-то описаны и как-то называются, я не знал.
А в целом ваши рассказы основаны большей частью на вымысле, или на наблюдении за реальными людьми и ситуациями?
– Иногда наблюдаю за людьми, чтобы понять мотивы их поступков, ответить на вопрос: «Почему, зачем и как они это делают?». Иногда бывает, что какой-то знакомый человек так и просится на бумагу, и передо мной стоит проблема: помещать его туда, или нет. Я стараюсь не трогать живых людей. Какие-то черты характера можно скопировать, но целиком — нет.
Как вы считаете, может ли — и должен ли — писатель зарабатывать на своём творчестве?
– Было бы неплохо, но это время прошло, и я думаю, что безвозвратно. Раньше писатель мог выпустить книгу и получить такой гонорар, на который жил года два-три. Сейчас это невозможно. Если говорить о том, что называется некоммерческой литературой, то на жизнь этим не заработать. Но есть люди, которые пишут хорошие вещи и получают за это деньги. Но это исключения. Например, уральский драматург Николай Коляда, как его ещё называют, «солнце русской драматургии».
Откуда вы берёте вдохновение для написания рассказов.
– Я считаю, что творческий процесс состоит из двух частей. Первая часть — это «ремесло», то, что называется профессионализмом, когда ты знаешь какие-то методы, приемы, инструменты и умеешь всем этим пользоваться. Этому, кстати, неплохо бы учиться. А есть другая составляющая — вдохновение. Когда это находит, ты это чувствуешь. Бывает просто пробираешься по тексту как через густой кустарник, делаешь, переделываешь — все не так, постоянно отвлекаешься то на интернет, то еще на что-то. Чтобы работать, надо себя заставить. А бывает, несет поток просто как по реке и нельзя от стола отойти. Все получается, постоянно хочется курить и кофе тоже. Но, к сожалению, это бывает нечасто.
Герои ваших рассказов — это обычные реальные люди. Есть писатели, которые пишут фантастику, считают, что людям неинтересно читать про реальный мир. У вас, я так полагаю, другой взгляд на это?
– Я могу писать в разных жанрах, у меня есть и фантастические вещи. Есть писатели, которые пишут об одном и том же, и даже одним и тем же стилем, причем, есть и такие, которые делают это сознательно, а не потому, что по-другому не могут. Вот, замечательный Роберт Шекли, например, со своей навязчивой идеей разрешенного убийства. Он просто несостоявшийся маньяк, наверное. Мне, в принципе, без разницы, о чём писать, лишь бы были интересными тема или сюжет.
Почему действие ваших романов происходит именно в Америке?
– Мне не то, что бы нравится Америка, просто она подходит. Если бы подходил Китай, я бы написал про Китай. Один из романов, например, про американскую мечту. Что такое американская мечта? Завести своё дело, чтобы ни от кого не зависеть, стать свободным. Если в России человек скажет о том, что он хочет открыть своё дело, чтобы стать свободным и ни от кого не зависеть, люди ответят: «У тебя с головой не все в порядке». Русская мечта — это сесть на хорошее место и набивать карманы. В романе затрагивается вечная тема — конфликт с обществом при осуществлении сугубо личного желания быть свободным. И поскольку речь шла об американской мечте, понятное дело, что действие должно происходить в Америке.
Какая мечта вам ближе: русская или американская?
– С точки зрения разума мне ближе американская мечта, но ментально мне ближе русская. Не знаю, смог бы я жить в американском обществе и работать в американской фирме.
А если американскую мечту перенести на российскую почву?
– Нет, в обозримом будущем этого не предвидится. Прежде перемен должны появиться предпосылки, условия для того чтобы эти перемены могли произойти. А у нас даже нет предпосылок для появления таких предпосылок.
Должны ли писатели и другие творческие люди быть выше того, что происходит здесь и сейчас в городе, в стране, в мире?
– Это каждый сам решает для себя. Если человек хочет жить в башне из слоновой кости — пусть живёт. Мне нравится окружающий меня мир, мне интересно выходить на улицу. Я не хочу быть выше этого. Я — часть этого. 
А что из происходящего вокруг вас больше всего задевает?
– Всё задевает, просто в разной степени. Что касается событий — пресловутая Украина. Когда я работал в Иране на строительстве атомной электростанции, среди строителей русских и украинцев было поровну. За год, который я проработал, не было никаких трений, никакой межнациональной розни. Всем было всё равно, русский ты или украинец. Были два братских народа. Сейчас это не то что бы безвозвратно потеряно, но в обозримом будущем этого уже не будет. Мы больше не братские народы. Вот чего мы добились.
Когда вы работали в Иране?
– В 2001 году. Там в Бушере строили атомную станцию, очень долго, очень нудно. Ситуация была такая: строили сначала немцы, потом началась война с Ираком, и они ушли со скандалом. Мы потом достраивали. Жара, 50 градусов, лето там с марта по ноябрь. У меня про эту стройку есть очерк — коротко об этом не расскажешь. Это уникальный опыт. Иран — очень интересная страна, не жалею о том, что там побывал. До этого я работал на Нововоронежской АЭС. Мы жили вчетвером в однокомнатной квартире: я, жена и двое детей. Нужно было просто заработать на новую квартиру. Ну, я уволился, заработал, купил квартиру, а потом опять устроился туда же.
Какое будущее ждет творческих людей? Смогут ли они и дальше свободно выражать отношение к тем или иным событиям, или над ними будет жестко довлеть цензура?
– К цензуре нам не привыкать. Когда есть какое-то давление, творческому человеку работать интереснее. И не только творческому. Раньше у нас были диссиденты, их гоняли, кого-то сажали. И когда такой человек уезжал в Америку, он испытывал некоторый шок: на Родине ощущал себя значительным, на него обращают внимание, а там он стоит на улице, говорить может что угодно и никому не нужен, до него никому нет дела. И люди впадают от этого в состояние, похожее на депрессию. А что касается ситуации за окном: «всё идёт по плану». И похоже, что мы сейчас находимся в самом начале очень длинного и очень темного тоннеля.
Каким вы видите будущее писателя в нашей стране, в мире?
– Сейчас само слово «писатель» потеряло прежнее значение. Сейчас писателей как таковых уже нет. Коммерческая литература — это уже целые цеха с разделением труда. Разница с тем, что было 30-40 назад, огромна. Раньше, когда человек что-то написал, он искал машинистку, которая бы ему всё это напечатала. Покупал ей шоколадку, или что-нибудь другое, в зависимости от толщины произведенного продукта. Потом шёл на почту, покупал специальный конверт для бандероли или сам его клеил, потому что не везде продавали. Покупал и лепил марки, посылал по почте своё произведение, а потом долго и зачастую бесполезно ждал ответа. В лучшем случае получал вежливый отказ. Сейчас, пожалуйста — раз-два и готово. Публикуй, жди отзывов, получай оценки. То же самое не только с литературой, но и с любым творчеством. Чтобы снять фильм, нужно было отучиться пять лет, потом ходить пятнадцать лет в помощниках режиссера, таскать коробки с пленкой. Потом втискиваться в какие-то графики и планы, выбивать деньги на фильм, потом цензура, все эти комитеты и приемки. Прокатная судьба — это вообще отдельная история. Сейчас снять фильм и представить его на суд зрителей может любой, у кого есть мобильный телефон и доступ в Интернет. Раньше, когда мои родители шли в кино, папа надевал костюм и белую рубашку, потому что это было событием. Меняется отношение к «произведениям искусства», сам этот термин уже из прошлой жизни.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ